Развитие служб школьной медиации в образовательных организациях обусловлено целым рядом причин.
В современном обществе все в большей степени наблюдается социальное расслоение в обществе. При этом механизмы социальной мобильности - социальные лифты, «обеспечивающие равный старт и продвижение каждого человека на основе его способностей и таланта», не запущены. Отсутствие социальных лифтов приводит к росту социального напряжения, озлобленности и конфликтности, обострению межнациональных отношений.
Усиливаются миграционные процессы, обостряются межнациональные и межконфессиональные проблемы. В этой связи возникает необходимость в формировании навыка умения жить в многонациональном обществе, вести межкультурный диалог.
На этом фоне происходят процессы ослабления роли семьи как фундаментального общественного института. Семья утрачивает свои ведущие позиции в процессах социализации детей, в организации их досуга. При этом все в большей степени эти функции начинают возлагаться на образовательные организации.
В результате этих и других факторов растут или остаются стабильно высокими асоциальные проявления: детская наркомания, алкоголизм, безнадзорность и беспризорность, детская и подростковая преступность, правонарушения, совершаемые несовершеннолетними, проявление суицидального поведения.
По данным социологических исследований, в 2012 году в возрастной группе от 11 до 24 лет численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раз в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); численность потребления спиртосодержащей продукции составила 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек), а потребления табачных изделий - 45,6% (12,3 млн. человек).
В последние годы значительно повысилось внимание гражданского общества к проблемам создания благоприятной, гуманной и безопасной среды для развития и социализации детей. Различные неправительственные организации предлагают самые разнообразные меры - от полезных и важных до вызывающих опасения.
Вместе с этим Российская Федерация активно интегрируется в стремительно глобализирующееся мировое образовательное пространство с соответствующим переходом на международные нормы и стандарты, методы и технологии работы с детьми.
Медиация широко и успешно применяется в современном мире, особенно в странах с высокой правовой культурой и развитым гражданским обществом, практически ко всем видам споров - от семейных до коммерческих. Согласно общемировой статистике порядка 80-90% случаев применения процедуры медиации завершается достижением медиативного соглашения и более 85% медиативных соглашений исполняются сторонами добровольно. С 2008 года действует Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза о медиации, оказывающая существенное влияние на интеграцию медиации в правовую и социальную практику стран членов европейского сообщества и за его пределами.
Интеграция метода школьной медиации в образовательное пространство выходит далеко за рамки взаимодействия «ребенок-семья-школа (образовательная организация)». Если гуманный инструментарий решения трудных ситуаций будет успешно внедрен в сфере образования, он будет быстрее распространен и на другие социальные сферы, и на все общество в целом.
Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Для этого необходимо развивать социальный интеллект, менталитет сотрудничества, социального партнерства. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.
Таким образом, развитие служб школьной медиации является важнейшей социальной инновацией, оно востребовано жизнью и становится одной из приоритетных задач в области современного воспитания и образования.
Функционирование служб школьной медиации в образовательной организации позволит:
сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети, а также их остроту;
повысить эффективность ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального поведения обучающихся;
сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, в том числе повторных;
повысить квалификацию работников образовательной организации по защите прав и интересов детей;
обеспечить открытость в деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
создать условия для участия общественности в решении актуальных проблем и задач в части профилактики правонарушений несовершеннолетних;
оптимизировать взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
оздоровить психологическую обстановку в образовательной организации.
Федеральные документы
Стандарты восстановительной медиации.pdf
Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р
Концепция развития системы профилактики до 2025 года
Межведомственный план комплексных мероприятий до 2025
МР по-развитию СШМ
План мероприятий по реализации Концепции до 2025 г
План по стратегии развития воспитания.pdf Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Региональные документы